С 1992года: достоверно, актуально, практично! Исследовательская фирма Крона Корсинто

Исследование: "Дифференциация высшего образования как общественного института и изменение факторов доступности высшего образования для различных социальных групп"

Время проведения - 2003 год.


скачать полный текст статьи в формате zip (содержащем файл i_obrazov2003.rft) - 70kb

скачать полный текст статьи в формате doc - 330kb

Выдержки из отчета по исследованию:

 

<...> Разрушение связи между поступлением в ВУЗ и последующей вертикальной мобильностью делает прежнее понимание «неравной доступности» неадекватным реалиям нынешней общественной ситуации.<...>

<...>Как видим, налицо социальное утверждение обучения в ВУЗе как доминирующего типажа учебной социализации поколений, родившихся позже 1980 года.<...>

<...>большинство рабочих мест российского мегаполиса не воспринимаются работниками, как требующие высшего образования, а людей, получивших образование в ВУЗе, существенно больше, чем соответствующих рабочих мест.<...>

<...>Расширение круга людей, обучающихся в ВУЗах, в этих условиях приводит к ослаблению связи между уровнем образованности и ценой рабочей силы.<...>

<...>Вузовский диплом оказывается необходимым, но недостаточным условием преимущества по заработку. Одно из распространенных объяснений такого явления – нынешнее высшее образование разделилось на «элитное», настоящее в том смысле, что оно дает доступ к «настоящей квалификации» и высоко вероятному трудоустройству по профилю подготовки, и на «массовое», второсортное, которое среди разных «грехов» отличается плохой профильной трудоустраиваемостью выпускников.<...>

<...>Подготовка и подготовленность человека могут подразделяться по разным основаниям, но для изучения особенностей социальных и экономических отношений по их поводу. первоочередным представляется разделение на Общую и Специальную. Общая Подготовленность - знания и навыки, которые в данный период жизни данного общества признаются нужными средним /«нормальным»/ индивидам, независимо от того, каким трудом они будут заниматься и будут ли трудиться вообще . Специальная Подготовленность – знания и навыки, которые в данный период жизни общества признаются нужными средним /«нормальным»/ индивидам только во взаимосвязи с их будущей или уже осуществляемой трудовой деятельностью.<...>

<...>В разные исторические времена большая или меньшая часть и тех, и других знаний и навыков формируется посредством учреждений, образующих общественный институт Образование и подразделяющихся соответственно на Общее и Специальное Образование (ОО и СО).<...>

<...>Для эмпирической проверки изменения социально-экономического содержания обучения в ВУЗах изложенный подход позволил выдвинуть следующие гипотезы нашего проекта. 1/ Обучение в обычном ВУЗе для значительной части обучающихся и намеренных обучаться является Общей Подготовкой, характеризуется отношением к обучению без ориентации на работу по профилю подготовки, с ориентацией на общее развитие. 2/ В представлениях большей части населения позитивно чаще оценивается общеразвивающая функция высшего образования, а не его профессионализирующая функция.<...>

<...>Результаты этого и других уже упоминавшихся опросов 2002-2003 гг. позволяют утверждать, что в массовом сознании, независимо от оценки сегодняшнего состояния высшего образования как профессионализирующего, заметно присутствует отношение к нему как социальному институту общей адаптации и развития, без привязки к трудовой деятельности, т.е. как функции общего образования.<...>

<...>В современных условиях России в части учебных заведений, по своей институциональной форме действующих как профессионализирующие, осуществляющие Специальную Подготовку, по существу реализуется Общая Подготовка. Спрос на предварительно-ознакомительное высшее образование налицо. Работа учебных заведений по его удовлетворению в имеющихся институциональных формах воспринимается как их неэффективная работа, подготовка ненужных специалистов и т.п. Необходимо найти институциональные и организационные формы такого обучения - «общего высшего образования». С учетом рассмотренной дифференциации высшего образования доступность к нему так же должна рассматриваться раздельно по отношению к Общему и Специальному высшему образованию. <...>

<...> Для подавляющей части населения перестал быть значимым фактор элементарной трудности содержания подросшего ребенка, необходимости для существования семьи как можно быстрее делать его полноценным работником, приносящим доход в семью.<...>

<...> распространение платных форм обучения реально повысило доступность поступления в ВУЗ для социальных групп, имевших ранее повышенные препятствия в удовлетворении этой потребности, за счет, как минимум, появления возможностей обхода конкурсного барьера государственных ВУЗов, а также (как следствие) – выпадения абитуриентов негосударственных ВУЗов из групп коррупционного спроса на прием в государственные ВУЗы.<...>

<...>По первой цели проекта совокупности полученных разными способами оценок ситуации с высшим образованием позволяет считать доказанным факт дифференциации существующей системы высшего образования в России: часть его перестает выполнять функцию профессионализации, становится частью общей подготовки нового типа. Поскольку критерии признания специальной (профессиональной) и общей подготовки как общественного блага различны, постольку институциональное оформление этой дифференциации должно стать существенной частью реформы образовательной системы России.<...>

<...>В целом результаты исследования позволяют считать, что доступность высшего образования в последние годы возросла, но за счет расширения обучения, не дающего значительной части выпускников ВУЗов реального доступа к работе соответствующей квалификации. Поскольку сами студенты часто учатся, не рассчитывая на это, постольку, по сути, часть высшего образования стала Общим Повышенным образованием.<...>


тел. 232-96-54

 

e-mail: admin@kkorsinto.spb.ru


на главную

новости

исследования

заказчики и партнеры

публикации

бланк заказа

А.А.Вейхер

Rambler's Top100

Webmaster