| |||||
|
Исследование: "Дифференциация высшего образования как общественного института и изменение факторов доступности высшего образования для различных социальных групп"Время проведения - 2003 год. скачать полный текст статьи в формате zip (содержащем файл i_obrazov2003.rft) - 70kb скачать полный текст статьи в формате doc - 330kb | |||||||||
Выдержки из отчета по исследованию:
<...> Разрушение связи между поступлением в ВУЗ и последующей вертикальной мобильностью делает прежнее понимание «неравной доступности» неадекватным реалиям нынешней общественной ситуации.<...> <...>Как видим, налицо социальное утверждение обучения в ВУЗе как доминирующего типажа учебной социализации поколений, родившихся позже 1980 года.<...> <...>большинство рабочих мест российского мегаполиса не воспринимаются работниками, как требующие высшего образования, а людей, получивших образование в ВУЗе, существенно больше, чем соответствующих рабочих мест.<...> <...>Расширение круга людей, обучающихся в ВУЗах, в этих условиях приводит к ослаблению связи между уровнем образованности и ценой рабочей силы.<...> <...>Вузовский диплом оказывается необходимым, но недостаточным условием преимущества по заработку. Одно из распространенных объяснений такого явления – нынешнее высшее образование разделилось на «элитное», настоящее в том смысле, что оно дает доступ к «настоящей квалификации» и высоко вероятному трудоустройству по профилю подготовки, и на «массовое», второсортное, которое среди разных «грехов» отличается плохой профильной трудоустраиваемостью выпускников.<...> <...>Подготовка и подготовленность человека могут подразделяться по разным основаниям, но для изучения особенностей социальных и экономических отношений по их поводу. первоочередным представляется разделение на Общую и Специальную. Общая Подготовленность - знания и навыки, которые в данный период жизни данного общества признаются нужными средним /«нормальным»/ индивидам, независимо от того, каким трудом они будут заниматься и будут ли трудиться вообще . Специальная Подготовленность – знания и навыки, которые в данный период жизни общества признаются нужными средним /«нормальным»/ индивидам только во взаимосвязи с их будущей или уже осуществляемой трудовой деятельностью.<...> <...>В разные исторические времена большая или меньшая часть и тех, и других знаний и навыков формируется посредством учреждений, образующих общественный институт Образование и подразделяющихся соответственно на Общее и Специальное Образование (ОО и СО).<...> <...>Для эмпирической проверки изменения социально-экономического содержания обучения в ВУЗах изложенный подход позволил выдвинуть следующие гипотезы нашего проекта. 1/ Обучение в обычном ВУЗе для значительной части обучающихся и намеренных обучаться является Общей Подготовкой, характеризуется отношением к обучению без ориентации на работу по профилю подготовки, с ориентацией на общее развитие. 2/ В представлениях большей части населения позитивно чаще оценивается общеразвивающая функция высшего образования, а не его профессионализирующая функция.<...> <...>Результаты этого и других уже упоминавшихся опросов 2002-2003 гг. позволяют утверждать, что в массовом сознании, независимо от оценки сегодняшнего состояния высшего образования как профессионализирующего, заметно присутствует отношение к нему как социальному институту общей адаптации и развития, без привязки к трудовой деятельности, т.е. как функции общего образования.<...> <...>В современных условиях России в части учебных заведений, по своей институциональной форме действующих как профессионализирующие, осуществляющие Специальную Подготовку, по существу реализуется Общая Подготовка. Спрос на предварительно-ознакомительное высшее образование налицо. Работа учебных заведений по его удовлетворению в имеющихся институциональных формах воспринимается как их неэффективная работа, подготовка ненужных специалистов и т.п. Необходимо найти институциональные и организационные формы такого обучения - «общего высшего образования». С учетом рассмотренной дифференциации высшего образования доступность к нему так же должна рассматриваться раздельно по отношению к Общему и Специальному высшему образованию. <...> <...> Для подавляющей части населения перестал быть значимым фактор элементарной трудности содержания подросшего ребенка, необходимости для существования семьи как можно быстрее делать его полноценным работником, приносящим доход в семью.<...> <...> распространение платных форм обучения реально повысило доступность поступления в ВУЗ для социальных групп, имевших ранее повышенные препятствия в удовлетворении этой потребности, за счет, как минимум, появления возможностей обхода конкурсного барьера государственных ВУЗов, а также (как следствие) – выпадения абитуриентов негосударственных ВУЗов из групп коррупционного спроса на прием в государственные ВУЗы.<...> <...>По первой цели проекта совокупности полученных разными способами оценок ситуации с высшим образованием позволяет считать доказанным факт дифференциации существующей системы высшего образования в России: часть его перестает выполнять функцию профессионализации, становится частью общей подготовки нового типа. Поскольку критерии признания специальной (профессиональной) и общей подготовки как общественного блага различны, постольку институциональное оформление этой дифференциации должно стать существенной частью реформы образовательной системы России.<...> <...>В целом результаты исследования позволяют считать, что доступность высшего образования в последние годы возросла, но за счет расширения обучения, не дающего значительной части выпускников ВУЗов реального доступа к работе соответствующей квалификации. Поскольку сами студенты часто учатся, не рассчитывая на это, постольку, по сути, часть высшего образования стала Общим Повышенным образованием.<...> | |||||||||
тел. 232-96-54
e-mail: admin@kkorsinto.spb.ru | |||||||||