С 1992года: достоверно, актуально, практично! Исследовательская фирма Крона Корсинто

Исследование: «Социально-экономические проблемы распространения и освоения научно-технических знаний и навыков»

Время проведения - 2006 год.


Краткие результаты исследования в 2006 году по теме «Социально-экономические проблемы распространения и освоения научно-технических знаний и навыков» [1] в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания»

 

1. Широко обсуждаемые стремительный рост численности учащихся в ВУЗах России и несоответствия качества обучения сложившимся ранее требованиям впервые в отечественной литературе проинтерпретированы как очередное рубежное изменение исторически подвижной границы между общей и специальной подготовкой общественного индивида. Одним из наиболее заметных проявлений смещения этой границы на время послешкольного обучения стало преобладание у абитуриентов вузов мотиваций поступления на учебу в целях общего развития над мотивациями профессионализации, массовое стремление к получению второго высшего образования, перенос действий по серьезной профессионализации на период после получения первого высшего образования. Прежние социальные механизмы вертикальной мобильности и институциональные формы образования активно разрушаются, а новые складываются в условиях сопротивления многих социальных групп, для которых происходящие изменения связаны с пересмотром многих социальных ценностных установок и утратой сложившихся ранее социальных статусов.

 

2. Развитие первого положения в направлении экономической теории позволило сформулировать принцип социальной детерминации экономического статуса затрат на разные виды образовательной подготовки и предложить новые критерии для измерения образовательного компонента «человеческого капитала». Затраты на подготовку, которые по социальным критериям признаются потерями, если сформированные в результате подготовки качества индивида не будут реализованы в трудовой деятельности, относятся к производительным затратам, которые капитализируемы, т.к. их конкретное воплощение используется длительное время во многих циклах производства. Затраты на общую подготовку являются предметом экономических отношений, характерных для конечного потребления – воспроизводства общественного индивида как цели, независимой от форм его участия в труде по созданию общественного богатства, и не могут быть элементом капитализируемых затрат.

 

3. Важнейшей причиной указанного ранее является социальная реакция на переход к инновационному типу развития, делающему, как известно, неизбежным для большинства членов общества неоднократную вторичную социализацию, включающую многократное усвоение новых научно-технических знаний. В этом контексте новой для отечественной научной литературы является изучение комплекса противоречий, одним из субъектов которых оказывается современный преподавательский корпус системы специального образования, прежде всего, высшего. Прежний социальный статус преподавателя размывается ростом доли обучаемых, имеющих собственный опыт участия в инновационных процессах, отсутствующий у преподавателей, кардинальным сокращением доли обучаемых, для которых преподаватель своей карьерой служит образцом для подражания (среди мест возможного трудоустройства сферы «Наука и научное обслуживания» и «Специальное образование» имеют все уменьшающуюся квоту), редкостью у преподавателей опыта участия в большей части стадий инновационного цикла за пределами научно-исследовательской деятельности. Неизбежная ограниченность личного исследовательского опыта преподавателя в дисциплинарной сфере, которую он преподает, делает повышение требований к исследовательской активности фактором снижения качества преподавания базовых разделов соответствующих дисциплин.

 

 


[1] Социологический институт РАН /А.А.Вейхер – руководитель проекта, Е.А.Иванова, Б.Г.Тукумцев /. В отчете впервые обобщены результаты анализа и теоретического осмысления пяти социологических обследований, проведенных ИФ «Крона Корсинто» (свыше 18 тысяч опрошенных в Санкт-Петербурге и Карелии ), и данных государственной статистики за период 2001-2006 гг.

 

 

тел. 232-96-54

 

e-mail: admin@kkorsinto.spb.ru

 

на главную

новости

исследования

заказчики и партнеры

публикации

бланк заказа

А.А.Вейхер

Rambler's Top100

Webmaster