| |||||
|
УДК 303.62 О методологических проблемах экспансии опросных методов в сферу социально-экономической информации А.А. Вейхер, Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшая школа экономики, Социологический институт РАН
<…> Нынешняя распространенность опросов, на мой взгляд, уже позволяет говорить о качественных изменениях в способах рефлексии общественной жизни, т.е. смене общественных статусов и функций разных способов отражения общественных явлений и процессов. <…> <…>Данное сообщение - версия характеристики ситуации в социально-экономическом сегменте применения опросных технологий сбора данных. Сразу подчеркну – фокус внимания в данном случае не столько в социологическом осмыслении экономических отношений (оно в данном случае, скорее, сопутствующий результат), сколько в использовании социологической методологии в сборе информации для решения собственно социально-экономических задач. Особенно важным представляется избегать смешения методологий изучения мнений о фактах и изучения самих фактов. <…> <...>То, что существенная часть современных статданных собирается выборочно, а полнота охвата отчетностью теоретически подлежащих обследованию субъектов во многих случаях сильно нарушена, пользователями по разным причинам не принимается во внимание. <…> <…>Это создает культуру псевдоточности данных, применяемых для принятия экономических решений, которая входит в противоречие с культурой публикации выборочных обследований социологами. <…>
скачать полный текст статьи в формате rft -36Kb
|
Реалии удовлетворения потребностей в жилищных услугах в Петербурге А.А.Вейхер, ст. научный сотрудник Социологического института РАН, к.э.н.
Расхождение мнений по разрешению острых проблем нынешнего состояния жилищно-коммунального комплекса Петербурга во многих случаях основываются не просто на различии интересов разных социально-экономических групп, а на различной информированности о фактическом положении дела. <…> <…> Однако и лица, принимающие ответственные решения в данной области жизнедеятельности города бывают в своих суждениях ограничены локальным опытом и не могут (порою – и не хотят) не только искать, но даже включать в контекст выработки решений уже имеющуюся информацию.<…>
скачать полный текст статьи в формате rft -127Kb посмотреть всю статью
|
Домохозяйства Петербурга – социологическое изучение экономической дифференциации Андрей Вейхер, Социологический институт РАН
<…>Сложность взаимоотношения понятий «домохозяйство» и «семья» обусловлена многовековой аккумуляцией в сознании и языковой практике различных норм регулирования отношений <…> <…> мы сознательно отступили от принципа выделения домохозяйства общностью единого помещения проживания, используемого статистикой при переписях и в социологических исследованиях. (см. Н.Соколов. Петербургские домохозяйства в начале XXI века. «Телескоп», 2005, № 1, стр. 36.) <…> опрашиваем мы, как правила, индивидов, а единицей рассмотрения является семья и ответы нам чаще нужны в терминах количества семей разной размерности, находящихся в том или ином состоянии. <…> близость данных получаемых документарным и традиционными для государственной статистики способом на основе сведений бухгалтерского учета и детальной записи доходов и расходов семей с данными экспресс-опроса позволяет утверждать, что опросные данные верно отражают экономические характеристики массовых процессов жизни горожан в разрезе домохозяйств..
скачать полный текст статьи в формате rft -594Kb посмотреть всю статью
|
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ – «В РАЗДРАЕ» СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ А.А.Вейхер (май 2004 года, тезисы доклада на семинаре «Мегарегион - сетевая конфедерация»)
Ситуация в сфере образования в России на редкость противоречива. <…>Противоречивы не просто оценки, что можно было бы объяснить различием жизненных позиций оценщиков, противоречивы сами процессы. <…> Противоречивость происходящего обусловлена относительно самостоятельными, мало связанными на таком кратком историческом промежутке времени (15-20 лет) изменениями минимум пяти компонентов: демографической ситуации, социальных норм и механизмов, определяющих потребность граждан в образовании, потребностей рынка труда в рабочей силе разного качества, распределения граждан по уровню доходов и экономических механизмов функционирования образовательных учреждений.<…> Наше исследование (Выполненный в 2003 г. проект «Дифференциация высшего образования как общественного института и изменение факторов доступности высшего образования для различных социальных групп», поддержанный грантом № 1035-0329 Фонда Форда. Публикационный вариант отчета см.: Доступность высшего образования в России. /Отв. ред. С.В.Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2004, сс. 180-204.) позволяет объяснить ситуацию так.<…> <…>Ближайшие годы предъявят к системе образования новые требования и будут для нее революционными. Демографический спад когорты «учащегося» возраста (от 5 до 15 лет) исключит возможность смягчения противоречий экстенсивным ростом, неизбежна революция.<…> <…>Революция в образовании в России, конечно, будет очень болезненна для большинства работников этой сферы, многим из которых придется или существенно изменить свою квалификацию и стиль работы, или искать иную сферу деятельности. В то же время, сокращение обучающегося поколения является фактором, очень благоприятствующим переходу российского образования к положению высоко конкурентного как минимум, в Евразии. <…> <…> В свете этого значение вступления России в Болонский процесс становится еще больше. Однако было бы неразумным забывать, что для России неевропейские страны могут быть не меньшим, а, может быть, и большим рынком сбыта образовательных услуг.
скачать полный текст статьи в формате rft -227Kb
|