А.А.Вейхер
(СПб филиал ГУ-ВШЭ)
Общекультурная и профессиональная цели социологической подготовки экономистов – проблемы сочетания
Тяготы, обрушившиеся на большинство жителей России в последние десять лет, нередко считают результатом неумения экономистов-авторов реформ учитывать социальную сторону изменения
экономических отношений, преувеличение ими автоматизма срабатывания экономических факторов. При обсуждении множества экономических новаций звучат апелляции к социально-историческим особенностям
России, которые могут сделать или делают результаты внедрения этих новаций, как в масштабах предприятия, так и в масштабах регионов, отраслей, страны, далеко не такими, как в других странах. Даже если все
это правильно лишь частично, то трудно преувеличить роль социологического компонента в экономическом образовании, т.к. без него оказывается невозможным сознательное отношение современного экономиста
к большим и малым вызовам времени.
Однако само по себе осознание и принятие такой установки, к сожалению, дает только общее положительное отношение к социологии и, в лучшем случае, увеличение аудиторных часов в учебных
планах на эту дисциплину. Но и при 54, и при 72 часах, за которые серьезных знаний социологии как профессии дать невозможно, большинство преподавателей социологии для экономистов не имеют развернутых,
конкретных ответов на вопросы: «Что такое социологический компонент квалификации экономиста? Как студентам объяснить, что им даст знание социологии?».
Конечно, общего универсального ответа быть не может. В данном случае предпринимается попытка выстроить логическую схему получения ответов на эти вопросы в разных ситуациях.
Базовым методологическим различием вариантов обучения предлагается дихотомия: общекультурно-мировоззренческая и профессионально-практическая функции социологической компоненты
квалификации экономиста. Обе функции являются необходимыми, но их формирование и реализация предполагают различные вплоть до противоречивости подходы.
Особенности обучения социологии экономистов при превалировании разных ее функций в профессиональной квалификации.
Особенности
обучения
|
Превалирование
функции..
|
общекультурно-мировоззренческой
|
профессионально-практической
|
Мотивация обучения
|
Обращение
к примерам общегражданского характера, показывающим различия действий людей
при наличии и отсутствии социологических знаний
|
Обращение
к примерам профессиональных ситуаций, в которых использование социологических
знаний улучшает качество решений
|
Логика изложения
|
От
истории развития социологии как части научной культуры общества к объяснению
социологического видения разных сфер общественной жизни
|
От
проблем, возникающих при решении экономических задач без использования
социологии, к социологическим методам сбора информации для принятия
экономических решений
|
Распределение по учебным дисциплинам
|
Концентрация
в одном максимально возможном по объему комплексном курсе «Социология»
|
Базовый
курс + несколько спецкурсов по направлениям специализаций
|
Стадия обучения (курс)
|
Младшие
курсы, где дается общая подготовка, после изучения истории и философии
|
Третий
и старшие курсы, после изучения основных экономических дисциплин специализации
|
Предпочтительное базовое образование преподавателя
|
Социология
с уклоном в экономику (экономическая социология)
|
Экономика
с последующей специализацией (диссертацией) по применению социологических
методов в экономике
|
Соотношение форм аудиторных занятий
|
Преобладание
лекций и семинаров
|
Преобладание
семинаров и практических занятий
|
Способы информационной поддержки
|
Составление
списков рекомендуемой литературы, подготовка «ридеров» из произведений
классиков социологической мысли и ведущих авторов по отраслевым социологиям
|
Увеличение
доли источников по методам социологических исследований, стимулирование
самостоятельного поиска в текущих профессиональных СМИ и Интернет примеров
приложения социологии к экономическим задачам
|
Фокусирование контроля знаний
|
Знание
источников, авторов, особенностей их теорий, подготовка докладов и эссе,
тесты на знание формулировок категорий
|
Знание
методов диагностики ситуаций на применимость социологических подходов и
оценки социологической информации на достоверность, соответствующие тесты
|
Данный перечень особенностей обучения, конечно, не исчерпывающий. Можно назвать и другие стороны учебного процесса, которые отличаются при выборе в качестве доминанты одного или
другого подходов. Для данного сообщения существенным является обсуждение тех причин, которые могут требовать преобладания одного и другого подходов.
Прежде всего, это развитость приложений социологии в той или иной подотрасли экономики. В специализациях по маркетингу или менеджменту персонала есть все основания говорить,
что профессионально-практическая ориентация процесса обучения будет отражать достаточно сформировавшиеся представления о целесообразности применения в работе специалистов этого профиля многообразных
методов социологии. В специализациях с меньшим присутствием «человеческого фактора» в предмете работы будущего специалиста даже изложение основных методов приложения социологического знания будет иметь
скорее иллюстративный характер, а превалировать будет общекультурно-мировоззренческий подход.
Нельзя сбрасывать со счета и очевидный факт того, что среди студентов имеются разные по целям обучения типы. В исследованиях доступности высшего образования [1] нами используется такие формулировки для самоидентификации учащихся:
а/ В ВУЗе надо получить профессию, которая может быть на многие годы;
б/ В ВУЗе надо развить разные способности, чтобы лучше приспосабливаться к обстоятельствам быстроменяющейся жизни;
в/ ВУЗ – это время нормальной молодой жизни, закончим – начнем другой этап.
Мотивация обучения социологии профессионально-практическими аргументами находит наибольший отклик у студентов с целями обучения типа а/. Целям обучения типа б/ более адекватной
оказывается мотивация общекультурно-мировоззренческого подхода.
В методической практике преподавания курсов «Социология» для экономистов и менеджеров и «Социология менеджмента» поиск вариантов сочетания указанных подходов позволил выработать
следующие приемы.
И в ходе лекции, и на практических занятиях все понятия рассматриваются во взаимосвязях, которые отражаются на доске как «сети понятий», выстраиваемые по ходу изложения и обсуждения.
При этом возникает возможность включения в одну «сеть понятий» и экономических, и социологических категорий, с акцентировкой внимания учащихся на особенностях отражаемого этими категориями содержания
явлений и процессов у одних и тех же объектов. Тем самым, облегчается восприятие и запоминание специфики общественных явлений и процессов, отражаемой экономической и социологической парадигмой.
Для работы в ходе семинаров и практических занятий предлагаются задания на оценку информации, собранной в социологических исследованиях, по критериям ее представительности и валидности,
а также по степени социологичности ее интерпретации. Этим стимулируется выработка позиции критического подхода к восприятию нарастающих объемов социологической (прежде всего – опросной) информации как
по общегражданской тематике (преимущественно связанной с социальной дифференциацией и социальной структурой общества), так и в профессиональной деятельности (чаще на примерах
маркетинговых исследований). Студенты, как правило, сами ищут соответствующие публикации в СМИ и сети Интернет и дают им оценку, вырабатывая навыки общения с профессиональными социологами
как поставщиками социологической информации.
При оценке выполненных домашних работ и работы на семинарах / практических занятиях особое внимание обращается на умение использовать в речи и текстах социологической терминологии,
активное и адекватное, к месту применение которой считается одним из важнейших критериев овладения предметом. Соответственно, для формализованного контроля на зачетах применяются задания на выстраивание
сетей связности категорий из закрытых списков терминов с последующим раскрытием содержания этих связей.
(Опубл.: Проблемы совершенствования социологического образования в экономических ВУЗах. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 7-9 окт. 2003 г. Иркутск, с. 30-34)
|