Андрей Алексеевич Вейхер

А.А.Вейхер

(СПб филиал ГУ-ВШЭ)

Общекультурная и профессиональная цели социологической подготовки экономистов – проблемы сочетания

 

Тяготы, обрушившиеся на большинство жителей России в последние десять лет, нередко считают результатом неумения экономистов-авторов реформ учитывать социальную сторону изменения экономических отношений, преувеличение ими автоматизма срабатывания экономических факторов. При обсуждении множества экономических новаций звучат апелляции к социально-историческим особенностям России, которые могут сделать или делают результаты внедрения этих новаций, как в масштабах предприятия, так и в масштабах регионов, отраслей, страны, далеко не такими, как в других странах. Даже если все это правильно лишь частично, то трудно преувеличить роль социологического компонента в экономическом образовании, т.к. без него оказывается невозможным сознательное отношение современного экономиста к большим и малым вызовам времени.

 

Однако само по себе осознание и принятие такой установки, к сожалению, дает только общее положительное отношение к социологии и, в лучшем случае, увеличение аудиторных часов в учебных планах на эту дисциплину. Но и при 54, и при 72 часах, за которые серьезных знаний социологии как профессии дать невозможно, большинство преподавателей социологии для экономистов не имеют развернутых, конкретных ответов на вопросы: «Что такое социологический компонент квалификации экономиста? Как студентам объяснить, что им даст знание социологии?».

 

Конечно, общего универсального ответа быть не может. В данном случае предпринимается попытка выстроить логическую схему получения ответов на эти вопросы в разных ситуациях.

 

Базовым методологическим различием вариантов обучения предлагается дихотомия: общекультурно-мировоззренческая и профессионально-практическая функции социологической компоненты квалификации экономиста. Обе функции являются необходимыми, но их формирование и реализация предполагают различные вплоть до противоречивости подходы.

 

Особенности обучения социологии экономистов при превалировании разных ее функций в профессиональной квалификации.

 

Особенности обучения

Превалирование функции..

общекультурно-мировоззренческой

профессионально-практической

Мотивация обучения

Обращение к примерам общегражданского характера, показывающим различия действий людей при наличии и отсутствии социологических знаний

Обращение к примерам профессиональных ситуаций, в которых использование социологических знаний улучшает качество решений

Логика изложения

От истории развития социологии как части научной культуры общества к объяснению социологического видения разных сфер общественной жизни

От проблем, возникающих при решении экономических задач без использования социологии, к социологическим методам сбора информации для принятия экономических решений

Распределение по учебным дисциплинам

Концентрация в одном максимально возможном по объему комплексном курсе «Социология»

Базовый курс + несколько спецкурсов по направлениям специализаций

Стадия обучения (курс)

Младшие курсы, где дается общая подготовка, после изучения истории и философии

Третий и старшие курсы, после изучения основных экономических дисциплин специализации

Предпочтительное базовое образование преподавателя

Социология с уклоном в экономику (экономическая социология)

Экономика с последующей специализацией (диссертацией) по применению социологических методов в экономике

Соотношение форм аудиторных занятий

Преобладание лекций и семинаров

Преобладание семинаров и практических занятий

Способы информационной поддержки

Составление списков рекомендуемой литературы, подготовка «ридеров» из произведений классиков социологической мысли и ведущих авторов по отраслевым социологиям

Увеличение доли источников по методам социологических исследований, стимулирование самостоятельного поиска в текущих профессиональных СМИ и Интернет примеров приложения социологии к экономическим задачам

Фокусирование контроля знаний

Знание источников, авторов, особенностей их теорий, подготовка докладов и эссе, тесты на знание формулировок категорий

Знание методов диагностики ситуаций на применимость социологических подходов и оценки социологической информации на достоверность, соответствующие тесты

 

Данный перечень особенностей обучения, конечно, не исчерпывающий. Можно назвать и другие стороны учебного процесса, которые отличаются при выборе в качестве доминанты одного или другого подходов. Для данного сообщения существенным является обсуждение тех причин, которые могут требовать преобладания одного и другого подходов.

 

Прежде всего, это развитость приложений социологии в той или иной подотрасли экономики. В специализациях по маркетингу или менеджменту персонала есть все основания говорить, что профессионально-практическая ориентация процесса обучения будет отражать достаточно сформировавшиеся представления о целесообразности применения в работе специалистов этого профиля многообразных методов социологии. В специализациях с меньшим присутствием «человеческого фактора» в предмете работы будущего специалиста даже изложение основных методов приложения социологического знания будет иметь скорее иллюстративный характер, а превалировать будет общекультурно-мировоззренческий подход.

 

Нельзя сбрасывать со счета и очевидный факт того, что среди студентов имеются разные по целям обучения типы. В исследованиях доступности высшего образования [1] нами используется такие формулировки для самоидентификации учащихся:

а/ В ВУЗе надо получить профессию, которая может быть на многие годы;

б/ В ВУЗе надо развить разные способности, чтобы лучше приспосабливаться к обстоятельствам быстроменяющейся жизни;

в/ ВУЗ – это время нормальной молодой жизни, закончим – начнем другой этап.

 

Мотивация обучения социологии профессионально-практическими аргументами находит наибольший отклик у студентов с целями обучения типа а/. Целям обучения типа б/ более адекватной оказывается мотивация общекультурно-мировоззренческого подхода.

 

В методической практике преподавания курсов «Социология» для экономистов и менеджеров и «Социология менеджмента» поиск вариантов сочетания указанных подходов позволил выработать следующие приемы.

 

И в ходе лекции, и на практических занятиях все понятия рассматриваются во взаимосвязях, которые отражаются на доске как «сети понятий», выстраиваемые по ходу изложения и обсуждения. При этом возникает возможность включения в одну «сеть понятий» и экономических, и социологических категорий, с акцентировкой внимания учащихся на особенностях отражаемого этими категориями содержания явлений и процессов у одних и тех же объектов. Тем самым, облегчается восприятие и запоминание специфики общественных явлений и процессов, отражаемой экономической и социологической парадигмой.

 

Для работы в ходе семинаров и практических занятий предлагаются задания на оценку информации, собранной в социологических исследованиях, по критериям ее представительности и валидности, а также по степени социологичности ее интерпретации. Этим стимулируется выработка позиции критического подхода к восприятию нарастающих объемов социологической (прежде всего – опросной) информации как по общегражданской тематике (преимущественно связанной с социальной дифференциацией и социальной структурой общества), так и в профессиональной деятельности (чаще на примерах маркетинговых исследований). Студенты, как правило, сами ищут соответствующие публикации в СМИ и сети Интернет и дают им оценку, вырабатывая навыки общения с профессиональными социологами как поставщиками социологической информации.

 

При оценке выполненных домашних работ и работы на семинарах / практических занятиях особое внимание обращается на умение использовать в речи и текстах социологической терминологии, активное и адекватное, к месту применение которой считается одним из важнейших критериев овладения предметом. Соответственно, для формализованного контроля на зачетах применяются задания на выстраивание сетей связности категорий из закрытых списков терминов с последующим раскрытием содержания этих связей.

 

(Опубл.: Проблемы совершенствования социологического образования в экономических ВУЗах. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 7-9 окт. 2003 г. Иркутск, с. 30-34)



[1] Проект «Дифференциация высшего образования как общественного института и изменение факторов доступности высшего образования для различных социальных групп» проводится под руководством автора по гранту 1035-0329, поддержанного Фондом Форда как часть программы "Анализ доступности высшего образования в России", проводимой Независимым Институтом Социальной Политики (Москва).

 

на главную

размышления `a_propos

препод.

художества/стихи

художества/песни

из чьих мы

на сайт ИФ "Крона Корсинто"

Rambler's Top100

Webmaster