< вернуться на сайт
Как и чему учим?
Студенты должны быть знакомы с основами методологии и организации социологических исследований с использованием качественных и количественных методов, принципами сбора и обобщения информации качественными методами, основами математической статистики и анализа данных при помощи математико-статистических методов, подходами к использованию вторичных данных социологических исследований.
Изучая данную дисциплину, студенты осваивают принципы и практические критерии выбора уже изученных ими методов и техник сбора, обработки, анализа и предъявления пользователям социологической информации, в т.ч. с учетом ресурсных ограничений проведения социологических исследований для использования в профессиональной работе. Приобретенные знания и навыки завершают формирование блока квалификации «Методика, техники и организации исследований» и служат базой овладения последующими специальными дисциплинами с точки зрения их практического применения в работе социолога.
В результате изучения дисциплины студенты должны…
знать:
преимущества и недостатки основных методов сбора и дальнейшего использования социологической информации;
алгоритмы и критерии оценки применимости основных методов в конкретных исследовательских ситуациях;
различия состава и оформления отчетных материалов, используемых исследователями – профессионалами и клиентами / потребителями – не профессионалами.
уметь:
составлять сравнительные таблицы для оценки методов и техник сбора и использования социологической информации применительно к конкретным задачам;
оценивать результаты применения конкретных методик и техник, величину и направленность имеющихся погрешностей;
строить на базе одинаковых данных различные графические изображения и характеризовать специфику аспекта данных, отображаемых каждым видом графических форм;
разрабатывать схему отчета о проделанной работе с учетом типа исследования / заказчика.
иметь представление:
об основных ресурсных условиях использования различных методов и техник сбора и дальнейшего использования социологической информации;
о подходах к совместному использованию социологической, экономической и иной информации;
о нормах профессиональной этики и авторского права, регулирующих использование методов, техник, алгоритмов и дизайна отчетных материалов, применяемых в работах социологического характера.
Освоение материала организуется чередованием лекций и практических занятий, так что теоретическая и информационная часть каждой темы на следующей за лекцией неделе закрепляется практическим применением. На практических занятиях осуществляется критический разбор домашних работ, выполняемый самими студентами.
Текущий контроль работы по дисциплине осуществляется:
1/ по выполнению домашних заданий и представлению их результатов на практических занятиях (с обязательной отработкой при пропуске занятия)
2/ по выполнению этапов подготовки курсового проекта – сдача полного текста проекта на 11-й неделе.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена, включающего защиту курсового проекта и домашнего задания по теме, отличной от темы курсового проекта.
№ |
Вид работ |
Максимальное число баллов |
1 |
Домашние задания, обсужденные на практических занятиях |
40 |
2 |
Курсовой проект и его защита |
40 |
3 |
Домашнее экзаменационное задание и его защита |
20 |
Базовые учебники
Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., «Добросвет», 2003.
Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб, Интерсоцис, 2006.
Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.. ИД ГУ-ВШЭ, 2006.
Дополнительная литература
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.
2. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.
3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998
4. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998
(дневное отделение)
№ п/п
|
Наименование темы
|
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа |
Всего часов |
||
Лекции |
Практика |
Всего |
||||
1 |
Проблемность выбора методики и техники исследования |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
Выявление социологического аспекта рассмотрения предмета исследования |
2 |
2 |
4 |
4 |
8 |
3 |
Обоснование плана и сметы затрат на исследование |
4 |
4 |
8 |
8 |
16 |
4 |
Обоснование выбора методов сбора информации |
4 |
4 |
8 |
10 |
18 |
5 |
Обоснование выборок для применения качественных и количественных методов |
4 |
4 |
8 |
12 |
20 |
6 |
Обоснование выбора методов обработки данных |
4 |
6 |
10 |
12 |
22 |
7 |
Обоснование методов представления результатов обработки данных и выводов работы |
4 |
4 |
8 |
8 |
16 |
8 |
Обоснование форм презентации результатов работы |
4 |
4 |
8 |
8 |
16 |
Всего |
28 |
28 |
56 |
62 |
118 |
Курс: 3; Семестр: 2, Модуль 3-4
Лекции: 28 часа; практические занятия: 28 часа.
Самостоятельная работа студентов: 62 часа.
Всего 118 часов.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Проблемность выбора методики и техники исследования
Определенность целей, задач, условий работы и использования ее результатов – основа выбора возможных методических решений. Основания применения различных методик: дополнительность, перепроверка, развитие поиска, ограничения по ресурсам. «Фазовая модель», «методологическая триангуляция», «комплиментарность качественно-количественных подходов». Сочетаемость методологий, методик, техник, процедур. Взаимодействие теоретической и прагматической социологии. Метаметодика. Совокупность понятий – от теории до процедуры.
< вернуться на сайт