< вернуться на сайт

 

Как и чему учим?

Требования к исходному состоянию знаний и навыков студентов

Студенты должны быть знакомы с основами методологии и организации социологических исследований с использованием качественных и количественных методов, принципами сбора и обобщения информации качественными методами, основами математической статистики и анализа данных при помощи математико-статистических методов, подходами к использованию вторичных данных социологических исследований.

Место дисциплины в системе учебного плана образовательно-профессиональной ступени

Изучая данную дисциплину, студенты осваивают принципы и практические критерии выбора уже изученных ими методов и техник сбора, обработки, анализа и предъявления пользователям социологической информации, в т.ч. с учетом ресурсных ограничений проведения социологических исследований для использования в профессиональной работе. Приобретенные знания и навыки завершают формирование блока квалификации «Методика, техники и организации исследований» и служат базой овладения последующими специальными дисциплинами с точки зрения их практического применения в работе социолога.

Цели обучения

В результате изучения дисциплины студенты должны…

знать:

преимущества и недостатки основных методов сбора и дальнейшего использования социологической информации;

алгоритмы и критерии оценки применимости основных методов в конкретных исследовательских ситуациях;

различия состава и оформления отчетных материалов, используемых исследователями – профессионалами и клиентами / потребителями – не профессионалами.

уметь:

составлять сравнительные таблицы для оценки методов и техник сбора и использования социологической информации применительно к конкретным задачам;

оценивать результаты применения конкретных методик и техник, величину и направленность имеющихся погрешностей;

строить на базе одинаковых данных различные графические изображения и характеризовать специфику аспекта данных, отображаемых каждым видом графических форм;

разрабатывать схему отчета о проделанной работе с учетом типа исследования / заказчика.

иметь представление:

об основных ресурсных условиях использования различных методов и техник сбора и дальнейшего использования социологической информации;

о подходах к совместному использованию социологической, экономической и иной информации;

о нормах профессиональной этики и авторского права, регулирующих использование методов, техник, алгоритмов и дизайна отчетных материалов, применяемых в работах социологического характера.

Особенности изучения дисциплины

Освоение материала организуется чередованием лекций и практических занятий, так что теоретическая и информационная часть каждой темы на следующей за лекцией неделе закрепляется практическим применением. На практических занятиях осуществляется критический разбор домашних работ, выполняемый самими студентами.

Контроль за работой студентов

Текущий контроль работы по дисциплине осуществляется:

1/ по выполнению домашних заданий и представлению их результатов на практических занятиях (с обязательной отработкой при пропуске занятия)

2/ по выполнению этапов подготовки курсового проекта – сдача полного текста проекта на 11-й неделе.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена, включающего защиту курсового проекта и домашнего задания по теме, отличной от темы курсового проекта.

Методика формирования накопительной оценки

Вид работ

Максимальное число баллов

1

Домашние задания, обсужденные на практических занятиях

40

2

Курсовой проект и его защита

40

3

Домашнее экзаменационное задание и его защита

20

Базовые учебники

Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., «Добросвет», 2003.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб, Интерсоцис, 2006.

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.. ИД ГУ-ВШЭ, 2006.

Дополнительная литература

1.  Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.

2.  Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

3.  Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998

4.  Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

(дневное отделение)

 № п/п

 

 

Наименование темы

 

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Практика

Всего

1

Проблемность выбора методики и техники исследования

2

0

2

0

2

2

Выявление социологического аспекта рассмотрения предмета исследования

2

2

4

4

8

3

Обоснование плана и сметы затрат на исследование

4

4

8

8

16

4

Обоснование выбора методов сбора информации

4

4

8

10

18

5

Обоснование выборок для применения качественных и количественных методов

4

4

8

12

20

6

Обоснование выбора методов обработки данных

4

6

10

12

22

7

Обоснование методов представления результатов обработки данных и выводов работы

4

4

8

8

16

8

Обоснование форм презентации результатов работы

4

4

8

8

16

Всего

28

28

56

62

118

Курс: 3; Семестр: 2, Модуль 3-4

Лекции: 28 часа; практические занятия: 28 часа.

Самостоятельная работа студентов: 62 часа.

Всего 118 часов.

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Проблемность выбора методики и техники исследования

Определенность целей, задач, условий работы и использования ее результатов – основа выбора возможных методических решений. Основания применения различных методик: дополнительность, перепроверка, развитие поиска, ограничения по ресурсам. «Фазовая модель», «методологическая триангуляция», «комплиментарность качественно-количественных подходов». Сочетаемость методологий, методик, техник, процедур. Взаимодействие теоретической и прагматической социологии. Метаметодика. Совокупность понятий – от теории до процедуры.

 

< вернуться на сайт