Государственный университет –Высшая школа экономики (Санкт-петербургский филиал)
Кафедра социологии Программа дисциплиныСоциально-экономическое поведение домохозяйств
для специальности 020300 «Социология» IV курса отделения социологии очной формы обучения
Автор - к.э.н., доцент А.А.Вейхер
Санкт-Петербург 2006 Программа курса по Социально-экономическому поведению домохозяйств (ДХ) для специальности 020300 «Социология» Пояснительная записка
Курс «Социально-экономическое поведение домохозяйств» относится к группе специальных дисциплин профессионализирующего цикла, формирует методологическую и методическую культуру социологического осмысления функционирования основных сфер общества, совмещения подходов разных дисциплин (включая экономику, демографию, статистику).
Раздел 1. Целевая установка Цель курса: приобретение знаний о современном состоянии изученности ДХ как одного из самых массовых социально-экономических институтов, недостаточно изучавшегося в советский период, формирование исследовательских навыков рассмотрения комплексных социально-экономических явлений.
Раздел 2. Организационно-методические указания Программа курса рассчитана на 52 аудиторных учебных часов, в т.ч. 24 часов лекций и 28 часов семинаров. Самостоятельная работа студентов состоит в поиске и изучении публикаций и данных из разных источников (включая Интернет) для их разбора на семинарах, подготовке зачетной схемы взаимосвязи изученных категорий социологии. Формы контроля Текущий контроль – по докладам и выступлениям на семинарах, выполнению домашнего задания. Итоговый контроль – экзамен в форме защиты письменной контрольной работы. Итоговая оценка складывается из оценки работы на семинарах (коэффициент 0,3), оценки выполнения домашних заданий (коэффициент 0,3), письменной контрольной работы (коэффициент – 0,2) и защиты на экзамене своей позиции по контрольной работе (0,2). Предметом контроля по изучаемой дисциплине являются: знание базовых понятий социологической теории в их приложении к социально-экономической характеристике функционирования домохозяйств; социологических объяснений закономерностей развития домохозяйств в современной России и тех противоречий этого развития, которые являются предметом дискуссий в обществе. умение осуществлять поиск информации о состоянии и различных аспектах развития домашних хозяйств в разнообразных источниках; оценивать наличие социологического анализа в публикациях по проблемам домашних хозяйств. наличие представлений: об основных тенденциях развития современных взглядов на развитие домашних хозяйств; об основной проблематике социально-экономических исследований домашних хозяйств.
I. Тематический расчет часов
* - выполнение домашних работ ** - выполнение контрольной работы
II. Содержание программыТема 1. Домашнее хозяйство (ДХ) как субъект общественных отношений и объект междисциплинарного изучения (6 часов) ДХ как объект и субъект общественных отношений – исторический экскурс. Антропология и социальная история повседневной жизни как социологическая база исследования домохозяйственных практик. ДХ как объект актуального междисциплинарного обществоведческого изучения: демография, экономика, социология, юриспруденция, психология, политология. ДХ как элемент общественного воспроизводства: появление и распад – популяционный подход. Идеологическая нагруженность любых обсуждений тематики развития семьи и ДХ. Методические проблемы выделения семьи и ДХ как объекта социально-экономических исследованиях. Тема 2. Макро- и микроуровни изучения поведения домашних хозяйств (4 часа) «Семья – ячейка воспроизводства Общества» и «семья – первичное сообщество Людей». Особенности учетов населения прошлого как проявление интегрирующих общество функций и роли ДХ в их выполнении (мужецентризм рекрутских, налоговых и иных повинностей), «Политическая арифметика» (В.Петти) – база экономических расчетов. Деторождение, брачная организация сексуальных отношений, семейное производство первичных условий жизнедеятельности – функции построения общественных микрокосмов. Диахроническое и синхроническое многообразие форм ДХ. Идеологические стандарты и их колебание между полюсами «Общество – Личность». Тема 3. Имущественный комплекс ДХ как предмет и фактор социально-экономической динамики семей (10 часов) Имущество совместного использования как предмет особых отношений внутри ДХ, материальная основа установления его границ. Историческая подвижность и социальное нормирование границы индивидуального и совместного использования элементов имущества ДХ. Жилище как конституирующий компонент ДХ.Производственные и рекреационные функции жилья как факторы социального нормирования границ ДХ в пространстве и во времени. Множественность жилищ ДХ и его социально-дифференцирующее значение. Общность (коммунальность) жилищ как параметр образа жизни. Общность питания, его материальные и социальные формы. Социальные типы использования предметов быта в контексте соотношения традиций и моды. Формы собственности на имущество ДХ. Институт наследования как механизм социально-экономического воспроизводства ДХ. Тема 4. Бюджет времени ДХ как социально-экономический индикатор типа семейно-хозяйственных функций (10 часов) Время как координата существования общества и многоаспектный предмет общественных отношений. «Обратимое», «устойчивое» и «необратимое» время Э.Гидденса. Время труда как экономический ресурс и его социологическая характеристика. Свободное время как антитеза времени труда и абстрактная форма «подлинного богатства развитого общества, пространства свободного развития человека» (К.Маркс). Поиск «резервов времени» как исходный мотив начала эмпирических исследований бюджетов и балансов времени. Социально-экономическая классификация времени ДХ: рыночный труд, домашний труд и время досуга. Исторические тенденции в использовании времени в домашнем хозяйстве. Развитие сферы услуг и ее влияние на домашний труд. Ценностно-нормативные аспекты распределения времени: функциональность и дисфункциональность для системы (Т.Парсонс и Р.Мертон), межличностные взаимодействия по месту и времени (Ю.Хабермас и Н.Луман), «смыслы занятий» (Ж.Дюмазедье). Квантификация времени ДХ: недельный, годовой, цикловый подход. Виды деятельности и их многомерность. Границы качественной социальной определенности видов деятельности. Образ жизни – интегративный подход к стратификации ДХ. Качественные и количественные методы изучения временного аспекта жизнедеятельности ДХ. Тема 5. Детопроизводство и межпоколенные отношения как специфичный элемент воспроизводства ДХ (6 часов) Роль детопроизводства в разных социальных типах семей. Планирование семьи как феномен социально-культурной трансформации ДХ. Особенности социально-экономической преемственности имущественного комплекса и социального капитала нуклеарной семьи. Динамика возрастной структуры общества – изменения социальных функций и статусов. Социально-возрастные нормы семейно-воспроизводственных статусов: вступление в брак, рождение первого и последнего ребенка, выход из сферы рыночного труда. Институциональные факторы темпов социализации младших поколений ДХ. Государственная (общественная) поддержка разных возрастных групп как фактор динамики внутриДХенных отношений. Влияние изменений социально-экономической среды на положение отдельных категорий граждан, опосредованные другими членами ДХ. Тема 6. Развитие ДХ как микрообщности и фокуса противоречий структуры современного общества (8 часов) Разнообразие социально-экономических функций различных типов домашних хозяйств как один из источников противоречий в обществе. ДХ как элемент структуры общества: интегральность против индивидоцентризма. Социальная неоднородность индивидов в ДХ. Основные характеристики ДХ как многомерных элементов структуры: «регистрированные – нерегистрированные браки и дети», «товарные – рыночно трудовые – социально поддерживаемые – натуральные», «одинокие – многовзрослые – детные», «становящиеся – стабильно вариирующие – угасающие», «атомизированные – ассоциированные». Взаимосвязь динамики ДХ с динамикой включенных в него индивидов и динамикой более крупных сообществ. Катаклизмы общества (гражданская война, эмиграция, революции) в семейно-домохозяйственной истории. Стабильность семьи как стереотип консервативной идеологии развития общества. Продуцирование катастрофических восприятий изменений распространенности разных типов внутрисемейных отношений – отражение конфликта внесемейных и внутрисемейных отношений общественного индивида. Патерналистские и либеральные тенденции в отношениях «ДХ – государство» как фактор центробежных и центростремительных тенденций участников ДХ. Тема 7. Участие социологии в изучении поведения ДХ экономистами, демографами, политологами, маркетологами (8 часов) Различные конфигурации участников ДХ и содержания их отношений при рассмотрении разными дисциплинами. Интегрирующая направленность социологического подхода. Добавление дополнительных факторов в модели объяснения сопряженных дисциплин. Экономическое видение - ДХ в системе национальных счетов (СНС) как отражения потоков ресурсов. Доминирование потребления как расходования доходов и воспроизводства рыночной рабочей силы. Концепция человеческого капитала как продукта производства в ДХ. Демографическое видение – ДХ как форма воспроизводства человеческой популяции. Социальная неоднородность демографических показателей – рождаемости, смертности, брачности, разводимости, фертильности. Особенности учета в опросах демографического аспекта жизнедеятельности. Политологическое видение – ДХ как субъект солидарности или дифференцированности политического поведения и объект воздействия. Имущественный статус ДХ как параметр планирования избирательных кампаний. Маркетологическое видение - ДХ как потребительский комплекс. Сцепленность социальной нормативности потребления разных товарных групп в рамках ДХ. Коллективное потребительское поведение. Ограничения потребности маркетологии в социологическом видении ДХ. III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины1. Литература: Основная литература: Социология в России. М., 1998, главы 21, 23, 24 «Социология» Дополнительная литература: В.М.Жербин, А.В.Романов. Экономика домашних хозяйств. М., Юнити, 1998. Зигмунт Бауман. Мыслить социологически (перевод с английского). М., 1996 Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Глава 14 // http://www.ecsoc.ru/db/msg/9886/textlink. Гершуни Дж. Экономическая социология: либеральные рынки, социальная демократия и использование времени // Экономическая социология. 2000. Том 1. № 2. С.72-81 // http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php. 2. Формы и критерии текущего контроля: 2.1. Доклады на семинаре оцениваются по критериям: 2.1.1. четкость привязки к теме семинара 2.1.2. умение выявить социологический аспект проблемной ситуации – специфику интересов социальных сообществ, различие социальных норм, ролей, статусов по предмету отношений 2.1.3. активности и уместности использования социологических понятий и терминов 2.1.4. полноценность характеристики использованных источников (точность описания: название газеты, журнала, сайта № и дата выпуска, страница, наименование публикации, авторов) 2.1.5. соблюдение оговоренного регламента. 2.2. Домашние работа оцениваются по критериям: 2.2.1. полноты выполнения задания 2.2.2. выявления возможности вариантного выполнения задания в рамках оговоренных ограничений 2.2.3. использования социологической терминологии 3. Методические материалы преподавателю: В ходе чтения лекций и проведения семинаров студенты должны овладеть основными категориями социологии домашних хозяйств, как в пассивном режиме – понимает текст с использованием этих терминов и может объяснить, что они значат, так и в активном режиме – умеет охарактеризовать общественные явления или процессы с использованием этих терминов. При чтении лекции каждое впервые упоминаемое понятие (категорию) выписывается на доске, при необходимости его определение задиктовывается. В ходе докладов поощряется положительными комментариями использование терминов или предлагается изложить только что произнесенный раздел с использованием социологической терминологии. 4. Методические указания студентам: Знание любой дисциплины невозможно без владения ее «языком» – понятийным аппаратом. В ходе лекций и семинаров записывайте упоминаемые термины (понятия) и перед следующим занятием проверить себя – можете ли Вы объяснить содержание каждого из них. При подготовке к экзамену потренируйтесь в составлении логических схем связи категорий. Если Вы не знаете смысла какой-либо категории, ни в коем случае не используйте его в выступлениях или ответах. В случае, когда Вам представляется, что без данной категории ответ будет неполон, уточните у преподавателя, правильно ли вы поняли его содержание. < вернуться на сайт
|