< вернуться на сайт

 

Министерство экономического

развития и торговли

Российской Федерации

 

Министерство

образования

Российской Федерации

 

 

 

Государственный университет –

Высшая школа экономики

(Санкт-петербургский филиал)

 

 

Кафедра социологии

 

 

Программа дисциплины

Социально-экономическое поведение домохозяйств

 

для специальности  020300 «Социология»

IV курса отделения социологии

 очной формы обучения

 

 

 

Автор - к.э.н., доцент А.А.Вейхер

 

 

 

 

Согласовано УМО

о

Одобрена

на заседании кафедры социологии

«___» ______________ 2006 г. 

 

 

зав. кафедрой ___________В.В. Волков

 

«___» ______________ 2006 г. 

 

 

 

 

Утверждено Советом факультета

 

Председатель ___________________

 

«___» ______________ 2006 г.

 

 

Санкт-Петербург

2006


Программа

курса по Социально-экономическому поведению домохозяйств (ДХ)

для специальности 020300 «Социология»

Пояснительная записка

 

Курс «Социально-экономическое поведение домохозяйств» относится к группе специальных дисциплин профессионализирующего цикла, формирует методологическую и методическую культуру социологического осмысления функционирования основных сфер общества, совмещения подходов разных дисциплин (включая экономику, демографию, статистику).

 

Раздел 1. Целевая установка

Цель курса: приобретение  знаний о современном состоянии изученности ДХ как одного из самых массовых социально-экономических институтов, недостаточно изучавшегося в советский период, формирование исследовательских навыков рассмотрения комплексных социально-экономических явлений.

 

Раздел 2. Организационно-методические указания

Программа курса рассчитана на 52 аудиторных учебных часов, в т.ч. 24 часов лекций и 28 часов семинаров.

Самостоятельная работа студентов состоит в поиске и изучении публикаций и данных из разных источников (включая Интернет) для их разбора на семинарах, подготовке зачетной схемы взаимосвязи изученных категорий социологии.

Формы контроля

Текущий контроль – по докладам и выступлениям на семинарах, выполнению домашнего задания.

Итоговый контроль – экзамен в форме защиты письменной контрольной работы.

Итоговая оценка складывается из оценки работы на семинарах (коэффициент 0,3), оценки выполнения домашних заданий (коэффициент 0,3), письменной контрольной работы (коэффициент – 0,2) и защиты на экзамене своей позиции по контрольной работе (0,2).

Предметом контроля по изучаемой дисциплине являются:

знание

базовых понятий социологической теории в их приложении к социально-экономической характеристике функционирования домохозяйств;

социологических объяснений закономерностей развития домохозяйств в современной России и тех противоречий этого развития, которые являются предметом дискуссий в обществе.

умение

осуществлять поиск информации о состоянии и  различных аспектах развития домашних хозяйств в разнообразных источниках;

оценивать наличие социологического анализа в публикациях по проблемам домашних хозяйств.

наличие представлений:

об основных тенденциях развития современных взглядов на развитие домашних хозяйств;

об основной проблематике социально-экономических исследований домашних хозяйств.

 

 


I.      Тематический расчет часов

№ п/п

 

Наименование темы

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Домашнее хозяйство как субъект общественных отношений и объект междисциплинарного изучения

4

2

6

4

10

2

Макро- и микроуровни изучения поведения домашних хозяйств

2

2

4

2

6

3

Имущественный комплекс домохозяйств как предмет и фактор социально-экономической динамики семей

4

6

10

8*

18

4

Бюджет времени домохозяйства как социально-экономический индикатор типа семейно-хозяйственных функций

4

6

10

8*

18

5

Детопроизводство и межпоколенные отношения как специфичный элемент воспроизводства домохозяйств

2

4

6

6

12

6

Развитие домохозяйства как микрообщности и фокуса внешних и внутренних противоречий современного российского общества

4

4

8

6

14

7

Участие социологии в изучении поведения домохозяйств экономистами, демографами, политологами, маркетологами

4

4

8

10**

18

Всего

24

28

52

52

104

* - выполнение домашних работ

** - выполнение контрольной работы

 

II.   Содержание программы

Тема 1. Домашнее хозяйство (ДХ) как субъект общественных отношений и объект междисциплинарного изучения (6 часов)

ДХ как объект и субъект общественных отношений – исторический экскурс. Антропология и социальная история повседневной жизни как социологическая база исследования домохозяйственных практик. ДХ как объект актуального междисциплинарного обществоведческого изучения: демография, экономика, социология, юриспруденция, психология, политология. ДХ как элемент общественного воспроизводства: появление и распад – популяционный подход. Идеологическая нагруженность любых обсуждений тематики развития семьи и ДХ. Методические проблемы выделения семьи и ДХ как объекта социально-экономических исследованиях.

 Тема 2. Макро- и микроуровни изучения поведения домашних хозяйств (4 часа)

«Семья – ячейка воспроизводства Общества» и «семья – первичное сообщество Людей». Особенности учетов населения прошлого как проявление интегрирующих общество функций и роли ДХ в их выполнении (мужецентризм рекрутских, налоговых и иных повинностей), «Политическая арифметика» (В.Петти) – база экономических расчетов. Деторождение, брачная организация сексуальных отношений, семейное производство первичных условий жизнедеятельности – функции построения общественных микрокосмов. Диахроническое и синхроническое многообразие форм ДХ. Идеологические стандарты и их колебание между полюсами «Общество – Личность».

Тема 3. Имущественный комплекс ДХ как предмет и фактор социально-экономической динамики семей (10 часов)

Имущество совместного использования как предмет особых отношений внутри ДХ, материальная основа установления его границ. Историческая подвижность и социальное нормирование границы индивидуального и совместного использования элементов имущества ДХ. Жилище как конституирующий компонент ДХ.Производственные и рекреационные функции жилья как факторы социального нормирования границ ДХ в пространстве и во времени. Множественность жилищ ДХ и его социально-дифференцирующее значение. Общность  (коммунальность) жилищ как параметр образа жизни. Общность питания, его материальные и социальные формы. Социальные типы использования предметов быта в контексте соотношения традиций и моды. Формы собственности на имущество ДХ. Институт наследования как механизм социально-экономического воспроизводства ДХ.

Тема 4. Бюджет времени ДХ как социально-экономический индикатор типа семейно-хозяйственных функций (10 часов)

Время как координата существования общества и многоаспектный предмет общественных отношений. «Обратимое», «устойчивое» и «необратимое» время Э.Гидденса. Время труда как экономический ресурс и его социологическая характеристика. Свободное время как антитеза времени труда и абстрактная форма «подлинного богатства развитого общества, пространства свободного развития человека» (К.Маркс). Поиск «резервов времени» как исходный мотив начала эмпирических исследований бюджетов и балансов времени. Социально-экономическая классификация времени ДХ: рыночный труд, домашний труд и время досуга. Исторические тенденции в использовании времени в домашнем хозяйстве. Развитие сферы услуг и ее влияние на домашний труд. Ценностно-нормативные аспекты распределения времени: функциональность и дисфункциональность для системы (Т.Парсонс и Р.Мертон), межличностные взаимодействия по месту и времени (Ю.Хабермас и Н.Луман), «смыслы занятий»  (Ж.Дюмазедье). Квантификация времени ДХ: недельный, годовой, цикловый подход. Виды деятельности и их многомерность. Границы качественной социальной определенности видов деятельности. Образ жизни – интегративный подход к стратификации ДХ. Качественные и количественные методы изучения временного аспекта жизнедеятельности ДХ.

Тема 5. Детопроизводство и межпоколенные отношения как специфичный элемент воспроизводства ДХ (6 часов)

Роль детопроизводства в разных социальных типах семей. Планирование семьи как феномен социально-культурной трансформации ДХ. Особенности социально-экономической преемственности имущественного комплекса и социального капитала нуклеарной семьи. Динамика возрастной структуры общества – изменения социальных функций и статусов. Социально-возрастные нормы семейно-воспроизводственных статусов: вступление в брак, рождение первого и последнего ребенка, выход из сферы рыночного труда. Институциональные факторы темпов социализации младших поколений ДХ. Государственная (общественная) поддержка разных возрастных групп как фактор динамики внутриДХенных отношений. Влияние изменений социально-экономической среды на положение отдельных категорий граждан, опосредованные другими членами ДХ.

Тема 6. Развитие ДХ как микрообщности и фокуса противоречий структуры современного общества (8 часов)

Разнообразие социально-экономических функций различных типов домашних хозяйств как один из источников противоречий в обществе. ДХ как элемент структуры общества: интегральность против индивидоцентризма. Социальная неоднородность индивидов в ДХ. Основные характеристики ДХ как многомерных элементов структуры: «регистрированные – нерегистрированные браки и дети», «товарные – рыночно трудовые – социально поддерживаемые – натуральные», «одинокие – многовзрослые – детные», «становящиеся – стабильно вариирующие – угасающие», «атомизированные – ассоциированные». Взаимосвязь динамики ДХ с динамикой включенных в него индивидов и динамикой более крупных сообществ. Катаклизмы общества (гражданская война, эмиграция, революции) в семейно-домохозяйственной истории. Стабильность семьи как стереотип консервативной идеологии развития общества. Продуцирование катастрофических восприятий изменений распространенности разных типов внутрисемейных отношений – отражение конфликта внесемейных и внутрисемейных отношений общественного индивида. Патерналистские и либеральные тенденции в отношениях «ДХ – государство» как фактор центробежных и центростремительных тенденций участников ДХ.

Тема 7. Участие социологии в изучении поведения ДХ экономистами, демографами, политологами, маркетологами (8 часов)

Различные конфигурации участников ДХ и содержания их отношений при рассмотрении разными дисциплинами. Интегрирующая направленность социологического подхода. Добавление дополнительных факторов в модели объяснения сопряженных дисциплин. Экономическое видение - ДХ в системе национальных счетов (СНС) как отражения потоков ресурсов. Доминирование потребления как расходования доходов и воспроизводства рыночной рабочей силы. Концепция человеческого капитала как продукта производства в ДХ. Демографическое видение – ДХ как форма воспроизводства человеческой популяции. Социальная неоднородность демографических показателей – рождаемости, смертности, брачности, разводимости, фертильности. Особенности учета в опросах демографического аспекта жизнедеятельности. Политологическое видение – ДХ как субъект солидарности или дифференцированности политического поведения и объект воздействия. Имущественный статус ДХ как параметр планирования избирательных кампаний. Маркетологическое видение - ДХ как потребительский комплекс. Сцепленность социальной нормативности потребления разных товарных групп в рамках ДХ. Коллективное потребительское поведение. Ограничения потребности маркетологии в социологическом видении ДХ.


III.                        Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Литература:

Основная литература:

Социология в России. М., 1998, главы 21, 23, 24 «Социология»

Дополнительная литература:

В.М.Жербин, А.В.Романов. Экономика домашних хозяйств. М., Юнити, 1998.

Зигмунт Бауман. Мыслить социологически (перевод с английского). М., 1996

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Глава 14 // http://www.ecsoc.ru/db/msg/9886/textlink.

Гершуни Дж. Экономическая социология: либеральные рынки, социальная демократия и использование времени // Экономическая социология. 2000. Том 1. № 2. С.72-81 //   http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php.

2. Формы и критерии текущего контроля:

2.1.   Доклады на семинаре оцениваются по критериям:

2.1.1.      четкость привязки к теме семинара

2.1.2.      умение выявить социологический аспект проблемной ситуации – специфику интересов социальных сообществ, различие социальных норм, ролей, статусов по предмету отношений

2.1.3.      активности и уместности использования социологических понятий и терминов

2.1.4.      полноценность характеристики использованных источников (точность описания: название газеты, журнала, сайта № и дата выпуска, страница, наименование публикации, авторов)

2.1.5.      соблюдение оговоренного регламента.

2.2.   Домашние работа оцениваются по критериям:

2.2.1.      полноты выполнения задания

2.2.2.      выявления возможности вариантного выполнения задания в рамках оговоренных ограничений

2.2.3.      использования социологической терминологии

3. Методические материалы преподавателю:

В ходе чтения лекций и проведения семинаров студенты должны овладеть основными категориями социологии домашних хозяйств, как в пассивном режиме – понимает текст с использованием этих терминов и может объяснить, что они значат, так и в активном режиме – умеет охарактеризовать общественные явления или процессы с использованием этих терминов.

При чтении лекции каждое впервые упоминаемое понятие (категорию) выписывается на доске, при необходимости его определение задиктовывается.

В ходе докладов поощряется положительными комментариями использование терминов или предлагается изложить только что произнесенный раздел с использованием социологической терминологии.

4. Методические указания студентам:

Знание любой дисциплины невозможно без владения ее «языком» – понятийным аппаратом.

В ходе лекций и семинаров записывайте упоминаемые термины (понятия) и перед следующим занятием проверить себя – можете ли Вы объяснить содержание каждого из них.

При подготовке к экзамену потренируйтесь в составлении логических схем связи категорий. Если Вы не знаете смысла какой-либо категории, ни в коем случае не используйте его в выступлениях или ответах. В случае, когда Вам представляется, что без данной категории ответ будет неполон, уточните у преподавателя, правильно ли вы поняли его содержание.

< вернуться на сайт