ЗАДАНИЕ

на выполнение домашней работы к семинару № 4 по курсу

«СОЦИАЛЬНО-ЭКНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ»

 

Тема - «Совместные действия членов ДХ, их хозяйственные и социально-ритуальные функции»

 

Цель выполнения домашней работы: Формирование навыков социологического осмысления жизненных практик домохозяйств (на примере различия социального смысла совместных действий членов ДХ).

 

 Содержание задание: 1) Каждый индивидуально опрашивает 3х своих родственников или знакомых старше 45 лет о ситуациях, в которых члены домохозяйств собирались (действовали) вместе в 1970-75 годах, и о сохранении этих практик (появлении новых) 1995-1999 годы[1], а также характеристиках семей, имеющих социально-стратифицирующее значение[2]; 2) По собранным данным автор описывает свое понимание социальных факторов выявленных норм совместности «времени жизни». 3) В рабочей группе вырабатывается общая типология типов домохозяйств по особенностям взаимодействия внутри домохозяйства. Типология должна основываться только на выявленных фактах, даже если участники группы по ходу обсуждения поймут, что полученная ими выборка не включает семьи из значимых социальных страт.

 

Форма представления результатов выполнения работы: 1) Текст описания индивидуального сбора фактов – таблица и комментарий  2) Типология на основе индивидуальных работ в форме таблицы «Типы = обобщающая характеристика Х Отнесенные к типу примеры из индивидуальных работ»

 

Критерии оценки индивидуальной домашней работы: 1/ активность и верность применения социологической терминологии    2/ корректность описания выявленных фактов    3/ количество и разнообразие собранных фактов. Оценка - от 1 до 5 баллов.

 

Критерии оценки групповой обработки домашних работ: 1/ обоснованность фактами предложенной типологии    2/ корректность отнесения выявленных фактов к типам. Оценка – изменение индивидуальной оценки ± 1-3 балла.

 

Использование результатов домашней работы: Представление-обоснование на семинаре полученной типологии (одним из группы), участие в обсуждении типологий других групп с фиксацией схожести-различия отличий «своей» типологии от обсуждаемой и объяснениям причин этого (два других участника группы)

 

БЕЗ ВЫПОЛНЕННОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ!

 



[1] Например: «А КАК ЧАСТО СОБИРАЛИСЬ ВСЕ (КАКАЯ-ТО ЧАСТЬ СЕМЬИ) ВМЕСТЕ? КАКИЕ ДОМАШНИЕ ДЕЛА ДЕЛАЛИ НЕ В ОДИНОЧКУ? А БЫВАЛО ЛИ, ЧТО НЕ НАЧИНАЛИ ОБЕДАТЬ ИЛИ УЖИНАТЬ, ОЖИДАЯ КОГО-ТО? КОГО? А ДЕТЕЙ В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЛИ САЖАТЬ ЗА ОБЩИЙ СТОЛ?» и тоже про 95-99 годы.

[2] Если этот респондент уже опрашивался – данные социально-стратифицирующего типа можно взять из прошлого обследования («панельный эффект»), хотя для оценки новых явлений могут требоваться и новые показатели (например, численность и состав семьи, численность и состав близких родственников, живущих в другом доме, но приходящих «без согласования»)


<вернуться на сайт