С 1992года: достоверно, актуально, практично! Исследовательская фирма Крона Корсинто

<-оглавление        <-предыдущая страница        следующая страница->

 

2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ответы на анкету проанализированы в разрезе шести тем, предусмотренных заданием на проведение исследования.


2.1. Содержание реальной деятельности депутатов МСУ в Советах и их распределение по степени вовлеченности в нее.

 

Депутаты, вписавшие свои ответы на вопрос 3 Анкеты, дали 184 варианта ответа, отражающих как многообразие предметов деятельности, так и их сочетаний в работе разных депутатов (см. табл.1 Приложения). Во многих случаях налицо организационная неразбериха в работе Советов, ряд ответов отражает поиск депутатами вариантов распределения обязанностей, приспособленного к особенностям конкретного муниципалитета и состава избранных депутатов, их квалификации, опыта и работоспособности.

Обобщенная картина того, как к концу первого года работы распределялись между депутатами функции и нагрузка по работе в советах, отражается в следующих показателях.

 

Распределение депутатов по функциям в Совете*

 

Председатели Советов

7,5%

Главы администраций

3,9%

Зам. председателей Советов

16,0%

Секретари Советов**

1,4%

Председатели постоянных комиссий

32,4%

Зам. председателей комиссий

4,6%

Члены комиссий

32,4%

Иные

1,8%

*/ При наличии у одного депутата нескольких функций учитывалась более высокая в иерархии

**/ Секретарем Совета в некоторых муниципальных образованиях называется заместитель председателя по оргвопросам

 

 

Рядовые депутаты составляют меньшинство во всех советах, а в малых (с числом депутатов 7) их менее 20%. Формально это означает, что большинство депутатов выполняют организационные функции в рамках самого совета и нуждаются в соответствующих квалификационных знаниях и навыках.

Не ведут какой-либо профессиональной, деловой или общественно-политичес-кой деятельности вне совета только четверть депутатов (среди председателей советов и глав администраций – 40-45%), 50-55% профессионально работают (имеют свое дело).

Среди тех депутатов, которые сохраняют профессиональную (деловую) занятость, 54% считают, что в их бюджете времени депутатская деятельность является дополнительной, вторичной, и лишь для 9% она является основной. Соответственно, среди тех депутатов, для которых депутатская деятельность является основной, преобладающей по затратам времени, только 13% занимаются, кроме нее, профессиональной деятельностью.

Роль времени, уделяемого депутатской работе, прямо связано с оценкой значимости последней для депутата: 90% считающих ее основной деятельностью уделяют ей основное время (40 и более часов в неделю тратят на депутатскую работу почти 80% считающих это время основным). Те, кто считают "депутатское" время равно важным по сравнению с другими затратами времени, тратят на работу в совете от 6 до 30 часов в 75% случаев. При затратах времени до 10 часов в неделю лишь 8% считают депутатство основной деятельностью, а 25% называют его вторичной, дополнительной деятельностью.

Это же непосредственно связано и с ролью дохода от работы в совете в личных  доходах депутата. В среднем, 38% депутатов, ответивших на данный вопрос[1], указали, что эта работа дает основную долю их личных доходов[2]. Если же депутат считает, что работа в совете является по личной значимости для него основной (преобладающей), то в 82% случаев эта работа дает ему основную часть его личного дохода.

В результате первого года работы представительных органов муниципальных образований произошло выделение ядра "профессиональных депутатов" – для, примерно, четверти опрошенных их депутатская деятельность является основным занятием и объективно (по затратам времени на нее), и субъективно (по восприятию ее как основного), и экономически (по роли в личных доходах). В пересчете на общую численность депутатов это составляет, примерно, от 300 до 350 человек.

Было бы, однако, неверным связывать это однозначно с намерением продолжать депутатскую деятельность.

За год до вероятных перевыборов депутатов местного самоуправления лишь 13-15% (200-230 человек) из них уже считают, что больше не будут баллотироваться. Примерно 45% (около 700 человек) твердо намерены избираться еще раз. Очень важно, что эта деятельность для половины из них является лишь равно важной с другими их делами и, для более чем половины, она не приносит значимого дохода. Данная группа может быть охарактеризована как "депутаты-общественники" (их среди твердо намеренных продолжить свою депутатскую деятельность еще, примерно, 350 человек).

Среди "профессиональных депутатов" твердо намерены переизбираться тоже только половина (150-175 человек; остальные еще не решили, лишь 20-25 человек уже сейчас намерены в дальнейшем отказаться от депутатства).

Некоторое объяснение таких намерений получается из ответов на вопрос: "В какой мере достигнуты Вами личные цели, которые Вы ставили перед собой при выдвижении своей кандидатуры в депутаты местного самоуправления?"

Большинство депутатов (58%) ответили, что достигли своих личных целей частично, примерно треть – что не достигли, а 10% - что достигли полностью.

Анализ связи оценки степени достигнутости личных целей и роли депутатской деятельности в жизни опрошенных, их занятости ею и превращения ее в основной источник дохода показывает, что ведущими факторами удовлетворенности оказывается высокая включенность по времени в депутатскую работу и высокая значимость этой работы для человека. Получение дохода, который является основным, оказывается необходимым, но не достаточным условием, так как по этому показателю разница доли тех, кто полностью и частично достиг своих личных целей, статистически незначима.

Более полное представление об особенностях мотивов заинтересованности "профессиональных депутатов" и "депутатов-общественников" в своем нынешнем статусе и его продлении/прекращении может быть получено путем дополнительного изучения иными методами.

 


[1] На этот вопрос дали ответ две трети опрошенных, тогда как при ответе на прямой вопрос "За выполнение каких обязанностей в Совете Вы получаете материальное вознаграждение?" 24% указали, что не получают никого вознаграждения, а 19% - уклонились от ответа.

[2] При этом они не обязательно находятся на штатной должности в совете или администрации муниципального образования. Например, для депутатов-пенсионеров компенсация депутатских расходов (равная в некоторых МО 10 МРОТ) значительно превышает их пенсию.

 


<-оглавление        <-предыдущая страница        следующая страница->

 

 

тел. 232-96-54       e-mail: admin@kkorsinto.spb.ru

 

на главную

новости

исследования

заказчики и партнеры

публикации

бланк заказа

А.А.Вейхер

Rambler's Top100

Webmaster