С 1992года: достоверно, актуально, практично! Исследовательская фирма Крона Корсинто

Исследование: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ В С.-ПЕТЕРБУРГЕ в 1996г.

Время проведения 1996 г.


Объемы розничных продаж в С.-Петербурге

Имеющиеся данные достаточно противоречивы. Петербугкомстат утверждает, что потребление макаронных изделий жителями города составляет порядка 53 тыс.тонн в год (последняя ссылка - справочник “Оптовики С.-Петербурга”, вып.16, ноябрь 1996 г., с.24). В пересче-те на 1 жителя это близко к потреблению 11 кг на человека в год. Между тем, по данным выборочного социологического обследования фирмы “ЭКРО” (там же, с.25) эта величина немногим больше 6 кг в год. Такой же уровень душевого потребления макаронных изделий в 1995 г. дают общероссийские данные (см. “Россия и мировой продовольственный рынок (Russia & World)”, 1996, № 3 - Шавырова Е. “Pasta, makarna, макарони или макароны”, с.44)

Более верной представляется оценка на уровне 6 кг потребления на 1 среднестатистического жителя. Во-первых, известно (не отрицается работниками Петер-бургкомстата в разговорах со специалистами), что состав семей, по которым ведется бюджетное обследование потребления основных продуктов питания органами статистики, заметно отличается от реального. Во-вторых, трудно предположить, чтобы население Петербурга столь существенно отличалось по потреблению этого продукта от остального населения страны.

Базовой оценкой объема потребления макаронных изделий в С.-Петербурге следует поэтому принять величину 30 тыс.тонн в год. Потребление в сети закрытого общественного питания может увеличить эту оценку не более, чем на 5% (не более 250 тысяч питающихся в день). Жители Ленинградской области, работающие в С.-Петербурге составляют около 200 тыс. человек. Однако, они вряд ли существенно увеличивают спрос на макаронные изделия, т.к. этот продукт имеется в населенных пунктах области в достаточном количестве и средняя цена на макаронные изделия в Ленинградской области в течение 1996 г. была в среднем на 800 руб. ниже, чем в С.-Петербурге (см. “О социально-экономическом положении С.-Петербурга и Ленинградской области в январе-сентябре 1996г.” С.-Петербург, Петербургкомстат, 1996; с.137-138).

Торгующие организации

ОПТОВЫЕ. По данным представительных обследований (выборка 1000 юридических лиц в июне и октябре 1996 г.) оптовой торговлей продовольствием в городе занимаются от 2,5 до 3 тыс. фирм (для каждой четвертой из них это второй, дополнительный вид деятельности). Приблизительно, каждая десятая из них одновременно торгует и в розницу. 40% оптовиков в том или ином объеме торгуют макаронными изделиями (МИ). Таким образом, МИ оптом в С.-Петербурге продают около 1 тысячи фирм. Половина из них созданы в последние 2-2,5 года. Однако, активную рекламную деятельность ведут менее трети из них. Остальные фирмы работают с покупателями-розничниками или организациями-потребителями по связям, которые устанавливаются по другим каналам.

Подавляющее большинство из 123 обследованных фирм, продающих оптом МИ, ответили на вопросы о доле МИ в общем объеме их продаж и о примерном объеме продаж МИ в квартал (при сезонных колебаниях брался квартал с максимальным объемом продаж).

Только 12 респондентов отказались отвечать, сославшись на коммерческую тайну. Для 70% этих фирм МИ составляют менее одной пятой общего объема продаж (для 40% - менее одной десятой части). Специализируются на МИ (больше 40% в общем объеме продаж) 8-10% фирм.

Две трети оптовиков - мелкие (объем продаж до 30 тонн в квартал). Свыше 200 тонн МИ в квартал продают только 15-17% фирм активно представляющихся на рынке (дающих информацию о себе в рекламных изданиях)[1]. Среди 123 обследованных нашлось 4 фирмы, указавшие, что они продают свыше 500 тонн за квартал.

Практически все предпочитают долговременные договорные отношения с поставщиками. Однако одного ведущего поставщика имеют чуть больше половины обследованных оптовиков (в основном зарубежных). Четверть фирм имеют 4 и более поставщиков. Но лишь 4 фирмы включены в какие-то сформированные ими или другими крупными фирмами “сети”, объединения. Один респондент сказал, что хотел бы войти в такую сеть. Подавляющее же большинство стремится работать самостоятельно, без включения в устойчивые груп-пы.

РОЗНИЧНЫЕ. По данным тех же представительных обследований розничную торговлю продовольствием в городе ведут около 7,5 тыс. юридических лиц[2], из которых, примерно, 1 тысяча - как вторую деятельность, дополнительную к какой-то другой. Треть из них созданы в 1994-96 гг., а треть - до 1993 года.

Более половины из них (57%) - мелкие (объем продаж за III квартал - менее 200 млн.руб).

Имеют одного основного поставщика 45% обследованных. Остальные имеют в среднем 7-8 поставщиков, в т.ч. 14% - не имеют стабильных отношений с поставщиками МИ вообще (приобретают МИ при случайных визитах агентов по продажам, случайным предложениям).

Детально описаны были 300 торговых точек (4% всех торговцев МИ, отобранных по случайной выборке, равномерно размещенной по 13 районам города и квотированной по формам организации торговли:

  1. 12 супермаркетов
  2. 17 универсамов
  3. 35 минимаркетов и магазинов “24 часа”
  4. 129 магазинов “Продукты”, “Гастроном”
  5. 32 продовольственных отдела в магазине смешанного ассортимента
  6. 29 бакалейных отделов в булочных
  7. 44 точки мелкорозничной торговли (киоски, палатки).

Практически отсутствуют в городе имевшиеся ранее специализированные бакалейные магазины (11 интервьюерам в 13 районах города удалось найти только 1 такой магазин в Московском районе).

 


[1]Надо учитывать, что эти продажи фирмы осуществляют и за пределами С.-Петербурга, а доли их продаж внутри города выяснить не удалось.

[2] Не считая предпринимателей без образования юридического лица и граждан, торгующих от себя без какого-либо оформления

Контакты: тел. 232-96-54     e-mail: admin@kkorsinto.spb.ru

карта сайта | на главную | новости | исследования | заказчики и партнеры | публикации | бланк заказа
на главную сайта А.А.Вейхера | размышления `a_propos | препод. | художества/стихи | художества/песни | из чьих мы
Rambler's Top100

Можно написать письмо Webmaster